Налоговый кодекс пугает бизнес подвижностью. Предприниматели отметили двадцатилетие НК

К своему двадцатилетнему юбилею первая дробь Налогового кодекса перестала быть законом прямого действия, изменения в нее вносятся чрезвычайно часто и непредсказуемо, говорили участники прошедшего вчера в ТПП XIV Налогового форума. Недоволен затея и ходом кодификации неналоговых платежей, в частности, намерением властей принять отдельный логика по экологическому налогу, предприниматели настаивают на появлении комплексного документа в области подобным платежам. Минфин заверяет, что спешить с пополнением НК новыми платежами безграмотный будет, не исключая, что по итогам кодификации часть сборов склифосовский вовсе отменена.

В этом году налоговый форум Торгово-промышленной палаты (ТПП) был посвящен двадцатилетию принятия части первой Налогового кодекса (НК) и оттого носил юбилейный характер. Глава ФНС Михаил Мишустин прийти на симпозиум не смог, но тем не менее рассказал его участникам о последних достижениях службы в формате видеообращения: миллион проверок в этом году снизилось на 30%, внедренные онлайн-кассы делают дело прозрачнее.

Доклад президента ТПП Сергея Катырина получился не вполне юбилейным: симпатия заявил, что и через 20 лет после принятия НК «вопрос установления единой и стабильной налоговой системы является вдоль-прежнему актуальным». Налоговое законодательство, по его словам, является излишне подвижным — каждый год принимается порядка 30 законов, вносящих в кодекс сотни поправок. Глава экспертного совета Госдумы вдоль налоговой политике Михаил Орлов отметил, что НК с трудом можно дать кличку законом прямого действия: его первая часть содержит 11 отсылок к актам правительства и 94 к письмам ФНС. Сюрвайер подтвердил, что объем выездных проверок сокращается, но отметил, что дело «пугает такая практика, как допроверочная работа», когда налоговые органы проверяют всю получаемую информацию. Объединение словам аудитора Счетной палаты (в депутатском прошлом — одного из авторов первой части НК) Сергея Штогрина, «сейчас полегчало поправить Налоговый кодекс, чем получить субсидию»: «Все изменения в него ничего не попишешь принимать в весеннюю сессию, а в осеннюю заниматься бюджетом».

На форуме ожидаемо возникла проблематика кодификации разрозненных неналоговых платежей. В ТПП склоняются к тому, чтобы предельные размеры таких платежей были бы прописаны в законе и перечислены в общедоступном перечне. Напомним, незамедлительно правительство планирует перевести в налоги шесть действующих платежей — экологический и утилизационный приготовление, плату за негативное воздействие на окружающую среду, курортный сбор, плату с грузовиков посредством систему «Платон» и сбор с операторов связи. Минфин уже разработал законопроект о введении экологического налога, которым предлагается сменять платеж за негативное воздействие. Такой подход бизнесу не нравится. Высокочтимый Катырин вчера заявил, что принятие таких законов не соответствует базовому подходу к регулированию неналоговых платежей, какой предполагает подготовку комплексного документа.

Впрочем, директор департамента доходов Минфина Эллен Лебединская отметила необходимость «очень осторожно» подходить к вопросам кодификации платежей и заверила участников форума в книга, что ее ведомство не ставит жестких сроков по введению экологического налога: чиновники намерены сфокусироваться «на тщательной проработке вопроса». «Если по объективным причинам придется выпить до дна горькую чашу вступление в силу с 2021 года, это не будет какой-то глобальной проблемой»,— сказала возлюбленная. По ее словам, после того, как неналоговые платежи, которых незамедлительно насчитывается более ста, будут пересмотрены, от их части правительство может в общих чертах отказаться. Замдиректора департамента инвестиционной политики Минэкономики Бэлла Панина отметила, что-что ее ведомство видит риски при замене экологических сборов на обычный налог — в частности, будет сложно определить адекватные ставки нового платежа таким образом, пусть нагрузка на налогоплательщиков не была увеличена.

Дарья Николаева

ecoindustry.ru